Каждая система менеджмента безопасностью продукта питания базируется на ХАССП, в основании которого лежит анализ опасностей, оценка риска и определение критических контрольных точек, а также разработка мер по их управлению.
Стандарты, регламентирующие требования к безопасности продуктов питания, относятся, например:
- стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 «Система качественности. Управление, качественностью пищевой продукции, учитывая принципы ХАССП ИСО 22000. Общее требование», который разработан на основании Европейской директивы по пищевой безопасности;
- стандарт ISO 22000 с его российским эквивалентом ГОСТ Р ИСО 22000 является международным стандартом, который разработали для пищевой промышленности. Главным принципом ISO 22 000 является определение требований и правил к менеджменту безопасности продукции для любого предприятия – участника цепи продукции;
- ISO/TS 22002-1 (PAS 220) является технической спецификацией, которая регламентирует требование к обязательной программе предварительных условий безопасности пищевой продукции. Подтверждать соответствие возможно вместе со стандартом ХАССП ИСО 22000:2005;
- схема сертификации FSSC 22000, объединяющая в себе множество требований ISO 22000 и ISO/TS 22002-1.
Сфера применения таких стандартов, как ISO 22000 и FSSC 22000, способна распространяться на каждый этап жизненного цикла продуктов питания, включая большой диапазон организаций – от производителя кормов и сырья, изготовителя пищевой продукции, предприятия, транспортирующего и хранящего пищевую продукцию, до магазина розничной торговли и предприятия общественного питания.
Данные стандарты сочетают в себе общепринятые основные элементы, включая:
- интерактивный обмен данными;
- системы менеджмента;
- программу создания предварительного условия;
- анализа опасностей и критических контрольных точек.
Также благодаря внедрению требований стандарта ISO 22000 возможно снижение рисков, получение долгосрочного конкурентного преимущества:
- внедряются процедуры контроля безопасности продуктов питания на каждом этапе продуктовых цепей;
- уменьшается число ошибок сотрудников, так как повышается квалификация персонала и внедряется система аттестации и обучения сотрудника;
- предотвращение и/или обнаружение брака на ранней стадии, и в результате снижаются производственные издержки;
- привлекается весь персонал для решения задачи в сфере безопасности конечного продукта;
- укрепляется авторитет торговой марки и имидж компании, так как демонстрируется приверженность производству безопасного продукта питания;
- повышается уровень доверия потребителя, торговой сети, надзорного органа и потенциального партнера (участие в тендере, когда размещается госзаказ);
- повышается инвестиционная привлекательность и капитализация бизнеса.